Автотехническая экспертиза
Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ выделяются следующие виды:
-судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
-судебная экспертиза технического состояния ТС;
-судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
- судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой.
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей. Объекты судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки. Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д. В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи: определение скорости движения и других параметров ТС; определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС; определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места наезда (столкновения) в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты; установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты; определение времени преодоления ТС определенных участков пути; установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента; определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации согласно Правилам дорожного движения (ПДД); какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями ПДД они регламентированы; определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД; установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД, для предотвращения происшествия; установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность обнаружить возникновение опасности для движения); определение причинной связи между несоответствиями действий водителя ТС требованиям ПДД и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т. п.). Отдельные задачи экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП. Объекты судебной экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства, трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т. д. (не являются объектами исследования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта). Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП. В рамках судебной экспертизы технического состояния ТС решаются следующие задачи: установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов; установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за тех-ническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП; установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП; установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП; установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП. Отдельные задачи экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой и/или трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС. Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) – это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения, наезда, опрокидывания.  Объекты судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела. Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи: определение механизма столкновения ТС, опрокидывания, наезда на неподвижное препятствие; установление характера и траекторий движения ТС до и после ДТП; установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения; установление угла столкновения ТС; установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части; установление расположения места столкновения ТС или места наезда на пешехода; установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контакта; установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим; установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения; установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС; установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах, при взаимном контактном взаимодействии. Наряду с приведенными существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой: установление механизма наезда на пешехода; определение места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения; установление взаиморасположения человека и частей ТС в момент первичного контакта; получение объективной информации об условиях травмирования для ее сопоставления с показаниями свидетелей. Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС. Объекты судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП. В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи: определение основных классификационных признаков автомобильной дороги, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие; определение обустройства участка автомобильной дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, тротуары, и т. п.); исследование состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие; исследование условий видимости и обзорности элементов обустройства автомобильной дороги с рабочего места водителя транспортного средства; исследование эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги, изменяющегося в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания, на соответствие нормативным требованиям, предъявляемым к переменным параметрам автомобильной дороги, ее обустройству; определение соответствия технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, требованиям нормативно-технической документации; установление причинной связи между техническим состоянием участка автомобильной дороги и произошедшим на нем дорожно-транспортным происшествием. Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ – определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности. В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.